Что подарить коллегам на Новый год, а что — лучше не надо

У вас в коллективе принято неформально поздравлять друг друга с Новым годом? Устали копить ненужные сувениры, которые неловко выбросить? Мы собрали опыт удачных подарочных традиций на работе — делимся с вами.

По итогам проведенного на hh.ru опроса выяснилось, что у более 70% респондентов на работе принято дарить друг другу подарки к Новому году. В большей степени эта традиция свойственна офисным сотрудникам, чем представителям рабочих специальностей. В целом большинство ответивших считают, что делать подарки коллегам нужно, ненужной эту традицию считают только 22% участников опроса.

Но если даже выбор подарков родным и друзьям для многих не столько приятные хлопоты, сколько головная боль, что уж говорить о подарках коллегам? Хочется уложиться в скромную сумму и в то же время сделать приятное. Но для персонального подарка нужно знать, что предпочитает каждый человек, а купить одинаковые для всех и не прогадать — сложно. В результате у кого-то офисные столы заставлены статуэтками животных — символов года и ангелочками, которые неловко выбросить, потому что даритель сидит за соседним столом, а ненужные чашки, кружки, ароматические свечи и неподходящие косметические наборы ходят по кругу, когда их передаривают от одного к другому.

Советы эксперта: что дарить нежелательно

Мы спросили специалиста по деловому этикету Ольгу Свежакову, на что ориентироваться при выборе подарка. Вот какие советы она дала: «Если вам известны хобби коллег, то подобрать подходящий подарок довольно просто. Обычно это какая-то приятная мелочь, которая не обязывает к дорогому ответному подарку и не вызовет пересудов.

Но не стоит дарить какую-то вещь для рабочего стола, а потом спрашивать: «Почему не пользуешься?». Также нежелательно дарить подарки, которые относятся к «табуированным» сферам: личная жизнь, религия, политика. Кстати, будьте аккуратнее с поздравлениями с Рождеством — мы не всегда знаем вероисповедание собеседника и вообще его отношение к религии, а автоматически произнесенная фраза может стать причиной неловкости.

Подарки в виде символа года тоже сомнительны. Во-первых, восточный Новый год наступает в феврале, во-вторых, такие безделушки быстро теряют свою актуальность, превращаясь в «чемодан без ручки» — и выбросить жалко, и хранить ни к чему.

Относительно цены подарка сложно дать универсальный совет, учитывая, что зарплаты у всех разные. Слишком дешевый подарок может обидеть, а слишком дорогой — обязывает. Удобно, если коллеги обговаривают, что дарят друг другу подарки в пределах определенной суммы.

Я проводила опрос среди моих подписчиков в соцсетях и выяснила, что самый лучший подарок — подарочный сертификат. Его и подарить легко, и можно использовать на свое усмотрение (одаряемый сам выбирает по сертификату подарок по душе), и даже можно передарить при необходимости. К счастью, большинство магазинов предлагают сертификаты любого номинала».

«Тайный Санта»: главное не подарок, главное — процесс

В России набирает популярность не так давно пришедшая из западной культуры игра в «Тайного Санту». В ходе опроса на сайте hh.ru 9% респондентов ответили, что в их коллективах принято делать подарки друг другу в процессе этой игры.

«Тайного Санту» любят не столько за подарки, сколько за атмосферу подготовки к их раздаче, предвкушение и ощущение праздника во время вручения подарков, если этот момент обыграть творчески и с юмором. Самое ценное в «Тайном Санте» — возможность повеселиться от души и в то же время ближе узнать своих коллег.

Правила «Тайного Санты» просты: на листках бумаги пишутся имена сотрудников, которые согласны участвовать в игре, затем бумажки помещают в мешок или коробку, и каждый по очереди вытаскивает чье-то имя. Но так, чтобы остальные не видели, кто кому достался, — это секрет. Вы должны купить подарок тому человеку, чье имя вытянули, — вы его «Тайный Санта». К заранее условленному дню все подарки, подписанные именем адресатов, тайно выкладывают в одном месте (например, в мешок под ёлкой), и каждый забирает свой. Главная задача — угадать после получения подарка, кто был твоим «Сантой».

У нас на работе каждый год организовывают «Тайного Санту». Всё добровольно, кому не интересно — не участвует. Заранее устанавливается примерная стоимость подарка, чтобы все получили что-то равноценное. Тянем бумажки с именами. А выбор подарка уже зависит от фантазии. Обычно дарят всякую приятную ерунду: чашки, шарфы, вино, сладости, новогодние украшения. Но один раз мне подарили очень красивый свитшот, именно такой, как я хотела. Я до сих пор с удовольствием его ношу.
Наталья, лингвист

В маленьких коллективах, где все друг друга давно знают, и в очень креативных командах позволяют себе более смелый выбор подарков. Главное в «Тайном Санте» — эмоции. Но для очень нестандартного подарка каждому «Санте» все-таки важно быть уверенным в том, что его чувство юмора совпадает с чувством юмора одаряемого. По данным опроса, проведенного на сайте hh.ru, 16% респондентов сталкивались с такими ситуациями, когда кто-то из коллег обиделся или расстроился из-за полученного подарка.

У нас есть традиция: мы с коллегами 27–30 декабря, выключив после работы компьютеры, смотрим в уютной обстановке кино и играем в «Тайного Санту». Я люблю дарить безумные подарки, но в хорошем смысле. Например, дарила сертификаты на пирсинг, а однажды — копченую куриную ножку. Особенно интересно, когда мне выпадает поздравлять в «Тайном Санте» человека, чей психотип и чувство юмора я знаю, — можно пофантазировать. Если же попадается человек, которого я плохо знаю, то провожу «расследование». Например, девушка, 25 лет, SEO-специалист, одевается скромно, но есть татуировка «Якудза» (японская мафия. — Прим. ред.). Думаешь: «Вот это прикол! Ей бы отлично подошел набор для сибари» (японское искусство ограничения подвижности тела человека при помощи веревок — Прим. ред.).
Сотрудница рекламного агентства, пожелавшая остаться анонимной

Есть одно но: если в коллективе много конфликтов, то «Тайный Санта» противопоказан. Может получиться обратный эффект.

Я обычно дарю подарки бухгалтерам и двум коллегам в своем отделе. Стараюсь заранее заказать симпатичную канцелярию или испечь что-то. А в этом году я предложила всем сыграть в «Тайного Санту». Коллектив у нас небольшой, около 20 человек. В итоге началось: «Я не хочу дарить этому человеку, дай перетянуть». Дальше больше: некоторые начали отказываться от участия за три дня до вручения подарков. Я успела подменить одного, а остальных уговорить оставить подарок заранее, даже если они не пойдут на корпоратив. Но самое смешное, что за неделю моего отсутствия в офисе почти все узнали, кто чей «Санта». Началось всё с супругов, которые у нас работают и случайно вытащили бумажки с именами друг друга. В кабинетах коллеги тоже не нашли больше тем для разговоров, кроме как — кто чей «Санта».
Иванна, ведущий консультант по работе с органами местного самоуправления

Вариации «Тайного Санты»: всё, что позволяет фантазия

Классический сценарий «Тайного Санты» — это всего лишь основа, которую можно обыгрывать каждый раз по-разному. Именно поэтому там, где «Тайный Санта» полюбился, традиция приживается на несколько лет.

«Наша компания дарит сотрудникам корпоративные подарки, но, кроме того, мы проводим еще и «Тайного Санту», — рассказывает Инна Анисимова, генеральный директор в компании PR Partner. — Для этого те, кто хотел бы получить от коллег подарок на Новый год, пишут свои пожелания о том, что именно они хотели бы, в специальный чат. Вот пример.

Что подарить коллегам на Новый год, а что — лучше не надо

Потом мы пишем на листках бумаги имена тех, кто оставил «заявки» на подарки, и те, кто участвуют в игре, тащат бумажки наугад из шляпы».

Сценарием успешного «Тайного Санты» поделилась Екатерина Боглаева, руководитель пресс-службы Университета ИТМО. В Университете «Тайный Санта» в этом году пройдет впервые, но Екатерина не раз проводила его на предыдущем месте работы, в агентстве SPN Communications.

«Во-первых, мы просили участников «Тайного Санты» выбирать подарок не просто так, а чтобы он отражал индивидуальность, интересы, увлечения, яркие качества и желания адресата — то есть был максимально личным, — говорит Екатерина. — Для этого разрешалось добывать информацию об «объекте» любым легальным способом: спрашивать коллег, семью, друзей и даже «разговорить» его самого, но так, чтобы он не догадался, кто его Санта. А во время раздачи подарков дарителям предлагалось обосновать, почему они выбрали именно такой подарок для этого человека.

Это было весело — участники фонтанировали креативом! — и помогало нам лучше узнать друг друга. Коллеги раскрывались в новом свете. Каждый раз выяснялось, что рядом работают просто удивительные люди! Например, главный бухгалтер отлично рисует, а коллега-аналитик — профессиональный альпинист. И адресатам было приятно, что дарители приложили усилия, чтобы подготовить для них что-то интересное.

Во-вторых, мы выбирали общим голосованием тех, кто будет вручать подарки, — Деда Мороза и Снегурочку. Предложить на эти роли можно было кого угодно из коллег, независимо от пола и возраста: главное условие — харизма, обаяние и чувство юмора, ведь именно от этих персонажей зависит атмосфера праздника. После того как все желающие высказывали свои предложения по кандидатам, формировался «шорт-лист» и шло голосование за финалистов. В эти «выборы» включались все, вплоть до генерального директора. Но имена победителей оставались в тайне до того момента, как все соберутся у ёлки и позовут Деда Мороза и Снегурочку. Причем «дедушка» и «внучка» должны были сами придумать себе новогодний образ: это могла быть «неувядающая классика» или что-то неожиданное, например, Дед Мороз и Снегурочка — готы или рок-звезды.

«Тайного Санту» по такому сценарию мы проводили несколько лет — насколько я знаю, эта традиция живет до сих пор. И даже если у нас, помимо этого, случалась официальная корпоративная вечеринка, главным праздником для коллег становилась та самая раздача подарков у ёлки: от нее всегда оставались самые теплые впечатления».

Елена Яковлева, редактор в издательстве деловой прессы, рассказала про книжную «лотерею» в формате «Тайного Санты»: «У нас офис формата open space. В одном помещении сидит чуть больше 30 человек. В прошлом году одна коллега предложила устроить книжную «лотерею».

Суть в том, что каждый должен был купить свою любимую книгу — неважно, из художественной литературы или нон-фикшен, из классики или новинок. Заранее оговаривалась только предельная цена, чтобы все были на равных условиях. Книгу нужно было упаковать так, чтобы не было видно обложки. Все книги мы сложили в яркий мешок, и в условленный момент поздравления каждый вытащил себе книгу наугад. Мы сразу договорились, что книгами можно поменяться, если та, которая попалась, совсем не заинтересовала.

Главный интерес заключался в угадывании, кто подложил в мешок конкретную книгу. Получилось очень весело: например, неожиданно выяснилось, что самая романтичная девушка в нашей команде — любительница трудов Фрейда, а самая серьезная коллега обожает читать книжки для подростков. Нам так понравился процесс, что в этом году мы решили его повторить, но теперь с уточнением, что купить надо книгу, которая больше всего зацепила именно в уходящем году».

Не только «Тайный Санта»: что еще можно придумать

Екатерина Боглаева рассказала также о прежней традиции с подарками, которая существовала в Университете ИТМО до этого года: «В мой первый Новый год в Университете ИТМО меня ждал сюрприз: в конце декабря коллеги из самых разных лабораторий и отделов ходили по кабинетам и дарили разные приятные подарочки (в основном сладкие) тем, с кем активно взаимодействовали в течение года. Это было неожиданно и очень приятно. Помню, я получила пакет орехов от лаборатории биоинформатики и очень радовалась. Мы, со своей стороны, придумали «Лайк от пресс-службы»: дарили набор шоколадок с наклейкой «Лайк» самым отзывчивым ученым, которые чаще и быстрее всех откликались на наши просьбы прокомментировать что-то для СМИ».

Вместо подарков другу другу или наряду с ними можно организовать совместный с коллегами сбор подарков, например, сиротам, одиноким пожилым людям. По итогам опроса, проведенного на сайте hh.ru, 17% респондентов ответили, что принимают с коллегами участие в подобных благотворительных новогодних проектах.

Мария, HR-менеджер, рассказала о предновогодних благотворительных традициях: «На работе у моего мужа собирают огромную посылку в food bank (благотворительная организация, которая собирает для нуждающихся продукты питания. — Прим. ред). Приносят крупы, макароны, консервы, чай, бытовую химию, вкусности и так далее. В конце дня приезжает представитель и забирает посылку. А на моей прошлой работе мы с коллегами разбирали в дружественном благотворительном фонде детские письма Деду Морозу с пожеланиями о подарках, покупали эти подарки и дарили их адресно».